+7 495 14 242 14
+7 977 870 73 71

Анализ рынка производства резиновой крошки

Объемы производства резиновой крошки на территории России в 2022 году

Российский рынок переработки автомобильных шин сложился стихийно. Общий ежегодный объем отходов резинотехнических изделий (РТИ), требующих утилизации, оценивается около 800 тыс. тонн. По данным из открытых источников в Российской Федерации насчитывается более 130 предприятий, которые занимаются переработкой изношенных автомобильных покрышек в резиновую SBR-крошку. По разным оценкам экспертов в настоящее время объем производства резиновой крошки составляет около 160-180 тыс. тонн в год.

Более половины перерабатывающих заводов сконцентрировано в Центральной части России. Основной поставщик SBR-крошки Приволжский федеральный округ, на который приходится пятая часть всех объемов переработки. При этом спрос на новые шины в центральных округах тоже самый большой. Только в Московском регионе, например, ежегодно образуется более 120 тыс. тонн изношенных шин автомобилей и спецтехники.

Увеличение объемов производства вторичной резиновой SBR-крошки, налаживание логистических цепочек в регионах позволит существенным образом улучшить экологию, очистив больше заброшенных территорий от залежей автопокрышек.

 

 

 

Основными факторами, влияющими на объем производства в ближайшей перспективе являются:

  • государственная поддержка проектов по обработке и утилизации отходов;
  • увеличение производства автопокрышек;
  • повышение экологической культуры и организация точек сбора отработанных шин;
  • устойчивый спрос на травмобезопасные резиновые покрытия для детских и спортивных площадок;
  • перспективы развития рынка строительных материалов;
  • текущие макроэкономические события, результатом которых является резкое снижение импортных поставок изделий из резиновой крошки,
  • совершенствование технологии производства, как самой резиновой крошки, так и продукции с использованием данного вида сырья.

 

Изношенные шины постепенно становятся товаром. Крупные предприятия готовы не просто вывозить, но и даже покупать сырье для переработки: летние, зимние, всесезонные, шипованные, с дисками, рваные, радиусом R12-R22, а также шины от грузовых автомобилей R 22,5.

Также для сбора у населения отходов из резины устанавливаются специальные контейнеры-шиносборники, чтобы автолюбители не выбрасывали отработанные автошины где попало: в лесу, придорожных канавах, кустарниках и т.п., и тем самым создавали новые очаги незаконных свалок мусора.

 

 

 

 

Методики подсчетов статистики может быть разными. Однако, стоит признать, что большинство аналитических отчетов объемов производства резинового гранулята далеки от истины, так как часто при сборе информации не все крупные предприятия учитываются. Например, отсутствие в отчете данных по компании «ОРИС ПРОМ» может сильно исказить информацию, так как одно такое предприятие за год может произвести на комплексном оборудовании ELDAN Recycling (технологическая линия дробления) порядка 60 тыс. тонн SBR-крошки. Еще один крупный переработчик шин, Чеховский Регенератный Завод (ЧРЗ), располагает технологическими линиями по производству до 30 тонн крошки в сутки при трехсменном режиме работы.

 

 

На долю крупных производителей крошки приходится около 60% от общего объема производства. Надо сказать, что большинство предприятий этого сектора отрасли являются компаниями малого бизнеса и имеют линии переработки мощностью 5-10 тонн в сутки. И, чем меньше объем производства, тем больше требуется затрат на технологическое обслуживание оборудования, соответственно, и ниже рентабельность.

 

 

В среднем из тонны старых шин можно получить 700 кг резиновой крошки, которая является сырьем для производства новых резино-полимерных покрытий. Побочные продукты переработки: металлическая проволока, текстильное волокно.

 

 

Чтобы ежедневно производить 5 тонн SBR-крошки требуется постоянно завозить на утилизацию 7 тонн шин в сутки. Однако, резиновая крошка — хороший товар, который делает процесс утилизации шин привлекательным для малого и среднего бизнеса. Переработанная из шин крошка имеет повышенный спрос, по сравнению со вторсырьем, полученным из других РТИ (оплетка кабеля, садовые шланги, сантехнические прокладки и сальники, уплотнители и т.п.).

 

Основные производители резиновой крошки:

ЗАО «ВРШРЗ» (Волжский регенератно-шиноремонтный завод)
ООО «ОРИС ПРОМ»
ООО «ДМИТРОВСКИЙ ЗАВОД РТИ»
ООО «ЧРЗ» (Чеховский Регенератный Завод)
НЗУРТИ ООО «ТРИУМФ»
ООО «ЧЕЛЯБДОРСТРОЙКОМ» (ЧДСК)
ОАО «ЗАВОД РТИ»
ООО «СИБИРСКИЙ ЦЕНТР РЕЗИНОСМЕШЕНИЯ»
ООО «ВОЛГОПРОМТРАНС»
ООО «ЭКОРЕЗИНА»
ООО «ЭКО ТЕКС»
ООО «КСТ-ЭКОЛОГИЯ»
ООО «КОЛТЕК-КАМА»
ООО «ЭП «МЕРКУРИЙ»
ООО «ЗЭП»
ООО «ЭКО-РТИ-ХОЛДИНГ»
ООО «ПАРИТЕТ»
ООО «ЗАВОД ПЕРЕРАБОТКИ ПОКРЫШЕК»
ООО «ЭКОВТОРПРОМ»
ООО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ПЕРЕРАБОТЧИК»
ООО «ЭКО-ТОП»
ООО «ЭКОШИНА»
ООО «ПРОВАНС» (ГК Комфорт Сервис)
ООО «ЭКО-ПОРТ»

 

Производственные мощности предприятий

№ пп Производитель Город

Заявленная мощность производства
переработки шин
в год,
тыс. тонн

1 ООО «ОРИС ПРОМ» г. Дзержинский 62
2 ООО «ЧРЗ» (Чеховский Регенератный Завод) г. Чехов 50
3 ЗАО «ВРШРЗ»
(Волжский регенератно-шиноремонтный завод)
г. Волжский 40
4 ООО «Завод по переработке покрышек» г. Новокузнецк 14
5 ООО»КСТ-Экология» г. Вязьма 12
6 ООО «Эко Текс» г. Курск 12
7 ООО «ЭКОШИНА» г. Чайковский 6-8
8 НЗУРТИ ООО «Триумф» г. Нефтекамск 6
9 ООО КОЛТЕК-КАМА г. Нижнекамск 5
10 ООО «Саратовский РПЗ» г. Саратов 3

 

Как отмечают эксперты, мощности перерабатывающих предприятий отрасли загружены не более, чем на 40-50%. То есть, фактически максимальный объем производства на имеющихся мощностях мог бы составить до 380 тыс. тонн гранулята. Возможно, что это связано с сезонным спросом на SBR-крошку (основной продукт переработки шин), так как основное ее потребление приходится при обустройстве резиновых покрытий детских и спортивных уличных площадок, которое происходит на большей части России с мая по октябрь. В зимний период резиновая крошка производится на склад.

Например, ЧРЗ перед началом летнего сезона делает запас крошки около 5 тыс. тонн, чтобы затем ее реализовать по максимально выгодным ценам, когда возникнет повышенный спрос на обустройство резиновых травмобезопасных покрытий уличных детских и спортивных площадок. В пик продаж чеховский завод отгружает со склада до 200 тонн произведенной продукции в сутки. А это огромная нагрузка на предприятие.

Также следует отметить сложности логистики по сбору и доставке исходного сырья для производства резиновой крошки. Транспортные компании, ориентированные в основном на доставку товаров народного потребления, крайне неохотно берут к перевозке использованные шины. Таким образом, имеется разрыв связей между источниками сырья (использованные шины) и производителем. Чтобы закрыть эту проблему заводы вынуждены содержать свой автопарк грузовых автомобилей, что ведет к дополнительным затратам.

 

 

Для работы крупных перерабатывающих заводов необходимо обустройство больших площадей под складирование сырья и готовой продукции, удовлетворяющих всем требованиям безопасности. Например, Дмитровский завод РТИ может одномоментно складировать 2000 тонн автопокрышек при максимально возможной мощности технологической линии переработки до 20 тонн шин в час. Но и это не предел!

«Вести Подмосковья», ссылаясь на официальный сайт Правительства Московской области, в феврале 2021 года опубликовало информацию, что Дмитровскому заводу распоряжением Губернатора выделяется дополнительно 2,1 га для строительства нового производственно-складского комплекса. Площадь возводимого цеха составит 2000 кв.м, а административного здания – 600 кв.м. Под открытую площадку временного хранения отдано 3000 кв.м. В данный проект инвесторы вкладывают более 113 млн. рублей. Планируется установить оборудование ELDAN Recycling (Дания).

 

 

Линии по переработки автопокрышек имеют некоторые особенности. Одни заводы рассчитаны на переработку импортных шин, где присутствует больше металлокорда, а есть предприятия, где установлено более дорогое оборудование, которое рассчитано на утилизацию шин российских производителей, где наряду с металлокордом присутствует больше текстильных волокон.

Применение дешевого оборудования, заточенного под узкую номенклатуру перерабатываемых шин, не позволяет делать глубокую переработку сырья, создавая неликвидные отходы. Также мелкие предприятия не хотят работать с крупногабаритными, сверхгабаритными шинами и литой резиной, так как это требует повышенных трудозатрат, а иногда и применение ручного труда. Особо смотрят переработчики на шипованную зимнюю резиновую «обувь» колес – не все предприятия берут их в переработку.

Рост цен на комплектующие и запчасти оборудования переработки может повлиять на стоимость резиновой крошки. Как ожидается в 2022 году отпускная цена резиновой крошки увеличится на 10-15 процентов, по сравнению с предыдущим годом.

 

Развитие рынка резиновой крошки

Оценивая рынок развития производства резиновой крошки в России, необходимо учитывать, что в краткосрочной перспективе (1-2 года), будет наблюдаться интенсивный рост, направленный на замещение освободившейся доли импорта. Однако этот рост будет достигнут не за счет создания новых производств, а в большей степени за счет загрузки существующих мощностей (см. выше). Кроме того, на расширение производства окажут существенное влияние государственные экологические программы и предоставляемые гранты по вторичной переработке сырья, а также меры помощи государства малого и среднего бизнеса.

В России продолжаются поиски применения переработанной резиновой крошки. Сейчас этот продукт используется в качестве:

  • основного компонента при производстве травмобезопасных резиновых покрытий;
  • материала для реанимации протектора автомобильных шин;
  • присадки для производства клеящих веществ;
  • компонента для создания модификатора асфальтового покрытия;
  • наполнителя при изготовлении спортинвентаря;
  • сорбента для сбора сырой нефти и жидких нефтепродуктов.

 

Тем не менее необходимо учитывать фактор, оказывающий сильное сдерживающее воздействие на данный рынок – существенная длительность эксплуатации конечной продукции, т.е. низкая скорость возобновления спроса. Товары, произведенные по современной технологии из высококачественной резиновой крошки не подвержены существенному износу, срок их эксплуатации может достигать 10-15 лет.

На наш взгляд перед производителями резиновой крошки в среднесрочной перспективе будут стоять следующие задачи:

  • совершенствование технологии и снижение себестоимости производства с целью противостояния потенциальной конкуренции при возвращении зарубежных производителей на российский рынок;
  • снижение доли постоянных издержек в себестоимости конечной продукции за счет повышения загрузки существующих мощностей;
  • решение существующих логистических проблем по сбору и доставку исходного сырья;
  • поиск новых сфер использования продукции в составе существующих и вновь создаваемых товарных групп;
  • формирование новых рынков сбыта за счет участия в государственных экологических грантах и увеличения объемов государственных закупок для строительства, образования и т.д.

 

 

Каталог бесшовного покрытия ELITPLIT


 

См. также:

Новый формат детских площадок от Японии: Токийский парк шин Nishi Rokugo Koen
Все о влиянии травмобезопасных покрытий на детскую онкологию
Терракотовая резиновая плитка ELITPLIT Ласточкин хвост
Способ укладки рулонных резиновых покрытий
Резиновая плитка — лучшее напольное покрытие тренажерных залов
Резиновая плитка. ГОСТ или ТУ?
Новые сертификаты на резиновую плитку
Технический регламент на детские площадки ТР ЕАЭС 042/2017
Полиуретановый клей для резиновой крошки
Травмобезопасное покрытие. Вопрос — ответ
Преимущества покрытия из резиновой плитки
Резиновая плитка и бордюры — травмобезопасное покрытие
Полимерный дренажный модуль 300х300х11 мм
Резиновая плитка или бесшовное покрытие? Как проверить качество?
Зимой и летом одним цветом или надежные красители резиновой плитки
Горячее или холодное прессование резиновой плитки. Объективная реальность.

Информация для заказа

 

Прикрепить файл (необязательно) >>

Нажимая «Отправить», Вы даете согласие на обработку персональной информации в соответствии с действующим законодательством.

×
Заказать звонок
+
Жду звонка!